Реклама - это самое древнее понятие в истории человечества. Первую фокус-группу устроил Господь, и её участниками были Адам и Ева. А первым рекламистом был, конечно же, змей, который удачно впарил свой товар. Реклама - это большое сакральное действо. Есть два основных инстинкта - выживания и продолжения рода, и ни один из них не реализуется без рекламы.
Оттуда же, из глубины инстинктов, и растут ноги рекламы: по большому счёту, для успешной работы рекламист должен знать какие-то элементарные манки, которые человека мотивируют и «теребенькают». И рекламист должен выстраивать эти узловые точки восприятия, чтобы потребитель захотел хотя бы попробовать товар.
А радио?
К радиорекламе относятся пока как к сопутствующему товару, возможно из-за её дешевизны. Хотя на самом деле есть несколько особенностей радио, которые делают его уникальным носителем:
Ещё одно огромное преимущество радио в том, что это очень личностный носитель - он всегда вещает от первого лица, как будто кто-то умудрённый делится с тобой некоторой информацией как бы с высоты своего опыта. Психологически такая информация воспринимается доверительно, даже когда содержательный посыл почти отсутствует:
«Ох, ах, вот это да! - прикольная штуковина!
Поражает, господа, магазин «Диковина»!
Бред сумасшедшего на самом деле. Но это, как ни странно, работает!
Что делать?
В любом случае, что бы мы ни рекламировали, реклама должна оставаться искусством, хоть и прикладным. При этом надо чётко осознавать тот уровень искусства, на котором работает рекламист. В литературе низшим жанром считается каламбур. И именно на каламбуре, прежде всего, строится радиореклама. Я вообще не то что за скоморошество в рекламе, а в хорошем смысле - за игровое и творческое начало. Мой любимый слоган состоял из одного слова. Это был слоган для распродажи меховых изделий: «Зашубись!". Как видите, это попытка такого арго подворотен, сити-стори. При этом достаточно политкорректная.
Сегодня в рекламе популярен довольно откровенный эпатаж. Трижды подумайте, прежде чем прибегать к таким радикальным приёмам! На самом деле гораздо лучше, когда откровенные намёки завуалированы: в рекламе, как в женщине, должна быть тайна...
Есть, конечно, сегменты рынка, где радиореклама работает замечательно и где возможны довольно смелые решения, и есть такие рынки, где надо быть намного осторожнее. Например для ресторанов, развлекательных центров радио работает прекрасно в любом виде. В банковской рекламе нужно очень аккуратно и профессионально работать с материалом, чтобы получить эффект.
Не надо забывать, что помимо размещения роликов существуют целевые радиопрограммы, есть жанр интервью, который хорошо воздействует на аудиторию благодаря своей доверительности. Существуют радиоигры, спонсорство, промо-песни и т. п.
В конечном счёте, всё всегда зависит от ЦА. Если аудитория воспринимает элемент юмора или эмоций в рекламе - значит с ней можно шутить. Если не воспринимает - значит придётся отказаться от острот. В любом случае нельзя оскорблять чувства или принципы своей аудитории, да и слушателей вообще.
Комментариев пока нет