ПРЕДИСЛОВИЕ
Социально-экономическое развитие современной России трудно представить без рекламы и иных форм маркетинговых коммуникаций, которые пронизывают все сферы экономики и связывают ее с обществом и потребителями товаров и услуг. Не менее значима роль рекламы в формировании единого экономического пространства страны, в развитии добросовестной конкуренции на товарных рынках. Опосредуя конкурентные отношения, маркетинговые коммуникации и реклама во многом определяют положение хозяйствующих субъектов на рынке.
В развитие положений Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободу экономической деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции, в 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе» (от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ). Этот закон стал логичным дополнением системы российского конкурентного законодательства, ввел комплексное регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы в Российской Федерации.
Закон «О рекламе» определил положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности и маркетинговых коммуникациях, ввел понятийный аппарат и общие требования к рекламе, определил специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы, запретил ненадлежащую рекламу, установил государственный контроль, в лице антимонопольного органа, за соблюдением законодательства РФ о рекламе и ответственность за его нарушение.
Вместе с тем, по истечении более чем десятилетней практики применения закона «О рекламе» ряд его положений перестали в полной мере соответствовать социально-экономическим реалиям и динамике развития рекламной деятельности в России. В 2006 году Государственной Думой РФ была принята новая редакция закона «О рекламе» (от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ).
Учитывая определенную преемственность законодательства Российской Федерации о рекламе, а также ряд существенных изменений и дополнений в редакции Закона 2006 года по сравнению с первой редакцией 1995 года, значительный срок (около 5-ти лет) практики применения норм Закона антимонопольными органами и судами, есть все основания полагать, что издание настоящего Комментария к Закону «О рекламе» в редакции 2006 года является актуальным. Оно будет востребовано участниками рынка российской рекламы, регулирующими органами, судами и практикующими юристами.
Толкование положений Федерального закона «О рекламе» проводится в Комментарии на основе комплексного анализа положений нормативных правовых актов Российской Федерации, а также административной и судебной практики применения законодательства о рекламе, поэтому его использование позволит снизить число неоднозначных мнений по поводу содержания (толкования) отдельных положений закона «О рекламе» и облегчит практическое применение законодательства Российской Федерации о рекламе.
А.Б. Кашеваров
заместитель руководителя ФАС России
Статья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах
1. Прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
2. В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.
3. В радиопрограммах не допускается прерывать рекламой следующие радиопередачи:
1) религиозные радиопередачи;
2) радиопередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
4. Указанные в части 3 настоящей статьи радиопередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд
5. Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в радиопрограммах и радиопередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме.
6. В детских и образовательных радиопередачах, продолжительность которых составляет не менее чем пятнадцать минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале радиопередачи продолжительностью одна минута и непосредственно перед окончанием радиопередачи продолжительностью одна минута. В детских и образовательных радиопередачах, продолжительность которых составляет не менее чем двадцать пять минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале радиопередачи продолжительностью полторы минуты и непосредственно перед окончанием радиопередачи продолжительностью полторы минуты. В детских и образовательных радиопередачах, продолжительность которых составляет не менее чем сорок минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале радиопередачи, продолжительность которой составляет две с половиной минуты, и непосредственно перед окончанием радиопередачи, продолжительность которой составляет две с половиной минуты. В детских и образовательных радиопередачах, продолжительность которых составляет один час и более, допускается распространение рекламы непосредственно в начале радиопередачи продолжительностью три минуты и непосредственно перед окончанием радиопередачи продолжительностью три минуты.
7. Радиотрансляция в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) может прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок.
8. Радиотрансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание радиотрансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать двадцать процентов времени трансляции спортивного соревнования.
9. Иные радиопередачи могут прерываться рекламой столько раз, сколько пятнадцатиминутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает тридцать секунд.
10. Требования, установленные частями 1 - 9 настоящей статьи, не распространяются на радиопрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких радиопрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.
11. При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею радиопрограммы или радиопередачи определяются требованиями технического регламента.
12. В радиопередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», распространение рекламы не допускается.
13. В радиопрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
14. Требования настоящей статьи не распространяются на:
1) размещаемую в радиопрограммах информацию о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу;
2) сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иную информацию о данной радиопрограмме.
1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет обязанность предварительно сообщать о последующей трансляции рекламы в радиопрограмме, радиопередаче при прерывании радиопрограммы, радиопередачи рекламой. Под прерыванием рекламой радиопрограммы, радиопередачи, по аналогии с прерыванием телепрограммы, телепередачи, следует понимать остановку трансляции радиопрограммы, радиопередачи для трансляции рекламы, соответственно, трансляция радиопрограммы, радиопередачи во время трансляции рекламы не осуществляется, а после прекращения рекламы радиопрограмма, радиопередача продолжается с того места, на котором была остановлена.
Понятия радиопрограммы, радиопередачи и их правовой режим определяются в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации».
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» радиопрограммой является такая форма периодического распространения массовой информации как средство массовой информации, под которым, в свою очередь, понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Радиопрограмма – совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Таким образом, радиопрограмма, как средство массовой информации, состоит из совокупности отдельных радиопередач. Ежедневный эфир, включающий совокупность транслируемых передач, представляет собой отдельный выпуск радиопрограммы – продукции данного средства массовой информации.
Исключение из требования предварительно сообщать о последующей трансляции рекламы предусмотрено, как и в случае телевизионной рекламы, только для прерывания радиопрограммы, радиопередачи спонсорской рекламой. Понятие спонсорской рекламы содержится в пункте 10 статьи 3 Федерального закона «О рекламе». Соответственно, если реклама отвечает признакам спонсорской рекламы, то к размещению такой рекламы применяется указанное исключение из обязанности предварительно сообщать о последующей трансляции рекламы. Вместе с тем, если реклама не отвечает признакам спонсорской рекламы, установленным в пункте 10 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», то прерывание такой рекламой радиопрограммы, радиопередачи должно осуществляться в общем порядке, даже если такая реклама размещается в рамках спонсорских соглашений.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает максимально допустимую продолжительность рекламы в радиопрограммах, не являющихся «рекламными» средствами массовой информации.
При этом необходимо отметить, что допустимая продолжительность рекламы в радиопрограмме исчисляется от объема вещания в сутки, в отличие от телепрограммы, для которой объем рекламы измеряется для каждого часа вещания. Продолжительность рекламы в радиопрограмме в течение суток не может превышать 20% времени вещания.
Продолжительность рекламы из расчета времени фактического вещания в течение суток определяется следующим образом:
- определяется время фактического вещания радиопрограммы в течение суток, т.е. в расчет принимаются не 24 часа суток, а только то время, когда непосредственно осуществлялось вещание радиопрограммы (например, если вещание осуществляется в течение 12 часов в сутки, расчет производится исходя из этих 12 часов времени вещания), включая время трансляции рекламы в данной телепрограмме,
- отдельно определяется время трансляции рекламы в радиопрограмме в течение суток,
- составляется соотношение времени трансляции рекламы и времени трансляции радиопередач и иных материалов в радиопрограмме в течение суток,
- в указанном соотношении время трансляции рекламы должно составлять не более 20 частей из 100, а время трансляции радиопередач и иных материалов – не менее 80 частей из 100 (например, из 12 часов вещания телепрограммы в сутки продолжительность рекламы может составить не более 2 часов 24 минут).
При этом в указанный объем рекламы, подлежащей учету, включается спонсорская реклама, распространенная в радиопрограмме.
3. Положения частей 3,4 комментируемой статьи определяют порядок прерывания рекламой религиозных радиопередач и радиопередач продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
Для данных видов радиопередач комментируемые части устанавливают запрет на прерывание их рекламой, однако из указанного запрета сделано исключение для прерывания их спонсорской рекламой. Порядок прерывания таких радиопередач спонсорской рекламой четко регламентирован – такое прерывание возможно только непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких радиопередач общей продолжительностью такой рекламы не более 30 секунд (т.е. суммарное время трансляции спонсорской рекламы в начале и перед окончанием радиопередачи не превышает 30 секунд).
Понятия «непосредственно в начале радиопередачи» и «непосредственно перед окончанием радиопередачи» в законе не раскрываются, однако изложение комментируемых частей позволяет сделать вывод, что прерывание спонсорской рекламой указанных радиопередач непосредственно в их начале и непосредственно перед их окончанием возможно на первых и последних, соответственно, секундах трансляции радиопередачи с тем, чтобы не было нарушено смысловое содержание радиопередачи.
4. Часть 5 комментируемой статьи запрещает прерывать любой рекламой (в том числе спонсорской) трансляцию агитационных материалов, распространяемых в радиопрограммах и радиопередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме.
Указанное положение в полной мере созвучно положениям части 4 статьи 14 Федерального закона «О рекламе». Согласно статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы – это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума. Агитационный период – период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Агитация по вопросам референдума – это деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. При этом под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме политическим партиям и кандидатам–участникам избирательной кампании обеспечивается право доступа к средствам массовой информации.
Порядок и условия предоставления эфирного времени организациями радиовещания для обеспечения доступа политических партий и кандидатов в Президенты Российской Федерации установлен в статьях 57, 58 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьях 51, 52 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» соответственно.
Условия и порядок проведения агитации по вопросам референдума на каналах организаций радиовещания закреплены в статьях 55, 56 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций радиовещания – в статьях 50, 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Соответственно, в данных радиопередачах размещение рекламы, в том числе спонсорской, не допускается.
5. Отдельным образом в части 6 комментируемой статьи оговаривается порядок размещения рекламы в детских и образовательных радиопередачах продолжительностью не менее 15 минут.
Законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит понятия детских радиопередач и критериев отнесения тех или иных радиопередач к детским.
Однако с 1 сентября 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в части 3 статьи 6 которого предлагается следующая классификация информационной продукции (в информационную продукцию включаются также и телепередачи):
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет.
Соответственно, при применении положений комментируемой части возможно будет руководствоваться установленной возрастной классификацией информационной продукции.
Для категорий радиопередач, указанных в комментируемой части реклама допускается исключительно непосредственно в начале радиопередачи и непосредственно перед окончанием радиопередачи, при этом в законе четко оговаривается максимальная продолжительность такой трансляции рекламы в зависимости от продолжительности самих радиопередач:
Продолжительность радиопередачи | Продолжительность рекламы - непосредственно в начале радиопередачи и непосредственно перед ее окончанием |
менее 15 минут | реклама не допускается |
15–25 минут | 1 минута |
25–40 минут | 1,5 минуты |
40–60 минут | 2,5 минуты |
более 60 минут | 3 минуты |
Причем стоит отметить, что указанная продолжительность прерывания рекламой специальным образом оговаривается отдельно для размещения рекламы непосредственно в начале радиопередачи и отдельно для размещения рекламы непосредственно перед окончанием радиопередачи.
Размещение иной рекламы в указанных радиопередачах не допускается.
Указанные ограничения установлены в отношении распространения в детских и образовательных радиопередачах любого вида рекламы, соответственно, в указанное допустимое время распространения рекламы включается в том числе распространение спонсорской рекламы.
6. Особые требования к порядку прерывания рекламой закреплены в частях 7,8 комментируемой статьи для трансляции спортивных соревнований.
Положения комментируемой части аналогичны требованиям частей 8, 9 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» и затрагивают трансляцию всех спортивных соревнований, в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок, причем как транслируемых в прямом эфире, так и транслируемых в записи.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» под спортивным соревнованием понимается состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).
Комментируемые части разделяют спортивные соревнования на два вида: во-первых, спортивные соревнования, в ходе которых предусмотрены перерывы или остановки, и во-вторых, спортивные соревнования, в ходе которых не предусмотрены перерывы или остановки. К первому виду могут быть отнесены, например, футбольные матчи (разбиваются на 2 тайма), хоккейные матчи (3 периода), теннисные турниры (состоящие из сетов), боксерские поединки (состоящие из раундов). Ко второму виду спортивных соревнований относятся, в частности, лыжные гонки, биатлон, марафонский бег, велогонки.
Трансляцию такого вида спортивных соревнований, в ходе которых предусмотрены перерывы и остановки, закон допускает прерывать рекламой исключительно в течение таких перерывов или остановок. В иной период трансляцию данных радиопередач прерывать рекламой не допускается. Соответственно, например, трансляцию футбольного матча можно прервать рекламой только между таймами матча, боксерский поединок – только между раундами. Прерывание рекламой трансляции одного из таймов футбольного матча является нарушением закона, даже если непосредственно в этот момент игра на поле не ведется.
Для трансляции спортивных соревнований, в которых не предусмотрены перерывы или остановки, предоставлена возможность прерывания их рекламой в течение непосредственно трансляции спортивного соревнования, однако в законе оговорено, что такое прерывание не должно приводить к потере существенной информации о спортивном соревновании. К такой существенной информации относятся, например, удары, броски и т.п., приносящие спортсменам (команде) очки или определяющие положение участника в гонке; маневр, направленный на изменение занимаемого положения в гонке, а также иная информация о прохождении участниками гонок определенных отметок на трассе, об изменении соревновательного (турнирного) положения участников соревнований по отношению к другим соперникам.
Что касается продолжительности трансляции рекламы в указанных радиопередачах, необходимо отметить следующее.
Продолжительность трансляции рекламы в спортивных соревнованиях, в ходе которых предусмотрены перерывы и остановки, в части 7 комментируемой статьи особо не оговаривается, однако очевидно, что она не может превышать время, отведенное на перерыв или остановку спортивного соревнования. Кроме того, продолжительность такой рекламы не может превышать общую продолжительность распространяемой в радиопрограмме рекламы, установленной в части 2 комментируемой статьи – не более 20% времени вещания в течение суток.
Для спортивных соревнований, в ходе которых не предусмотрены перерывы и остановки, часть 8 комментируемой статьи оговаривает максимально возможную продолжительность трансляции рекламы – не более 20% фактического времени трансляции спортивного соревнования.
Установленный порядок прерывания рекламой трансляции спортивных соревнований обоих видов применяется как для трансляции их в прямом эфире, так и для трансляции их в записи. Соответственно, например, прерывание рекламой трансляции одного из таймов футбольного матча, транслируемого в записи, является нарушением закона, даже если после окончания демонстрации рекламы трансляция футбольного матча возобновится непосредственно с того места, на котором она была остановлена рекламой.
7. Часть 9 комментируемой статьи устанавливает, что иные радиопередачи, не перечисленные в частях 3-8 комментируемой статьи, могут прерываться рекламой столько раз, сколько пятнадцатиминутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает тридцать секунд.
При размещении рекламы способом прерывания максимальное количество прерываний определяется путем деления продолжительности трансляции передачи (в минутах) на число 15 до целого значения. Например: продолжительность передачи Tпередачи = 1 час 35 минут (95 минут). Отсюда, 95:15=6,3, то есть максимально допустимое количество прерываний – 6 раз.
Для прерывания данных радиопередач спонсорской рекламой сделано исключение – такое прерывание дополнительно возможно только непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких радиопередач общей продолжительностью такой рекламы не более 30 секунд (т.е. суммарное время трансляции спонсорской рекламы в начале и перед окончанием радиопередачи не превышает 30 секунд), например, такое прерывание возможно на первых и последних соответственно секундах трансляции радиопередачи без нарушения смыслового содержания радиопередачи.
8. Часть 10 комментируемой статьи закрепляет, что указанные требования, установленные в частях 1-9 комментируемой статьи в отношении порядка прерывания рекламой радиопрограммы и радиопередачи, не распространяются, по аналогии с телевизионными средствами массовой информации, на так называемые рекламные радиопрограммы, зарегистрированные в качестве средств массовой информации, специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного характера. Однако для того, чтобы указанное исключение можно было применить, Закон обусловил такое «рекламное» средство массовой информации обязанностью транслироваться на основании лицензии на вещание, а также в действительности осуществлять трансляцию вещания рекламы в течение 80 и более процентов фактического вещания в течение суток.
Так, согласно пункту 2 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации», получение лицензии не требуется, если проводная сеть радиовещания ограничена помещениями и территорией одного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо если общее число абонентов не превышает 10.
Продолжительность рекламы из расчета времени фактического вещания в течение суток определяется образом, применяемым для определения общей продолжительности рекламы в радиопрограмме, установленном в части 2 комментируемой статьи.
Соответственно, если радиопрограмма удовлетворяет всем признакам, предусмотренным в комментируемой части, то на такую радиопрограмму не распространяются требования, установленные в отношении порядка распространения рекламы в радиопрограммах и радиопередачах.
9. В части 11 комментируемой статьи закрепляется, что при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщений о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи. При этом в комментируемой части также определяется, что параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи определяются требованиями технического регламента.
Таким образом, для применения указанной нормы, так же как и при применении нормы части 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе», необходимо еще наличие дополнительного нормативного акта – технического регламента, определяющего параметры соотношения уровней звука рекламы и радиопрограммы, радиопередачи.
Вместе с тем в настоящее время такой технический регламент отсутствует, соответственно, можно говорить о том, что отсутствуют и нормативные требования к уровню звука рекламы в радиопрограммах, а также методика измерения громкости звука, критерии ее оценки (сравнения).
10. Отдельным образом в части 12 комментируемой статьи закрепляется запрет на размещение рекламы в радиопередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
Согласно статье 5 Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации обязаны обеспечивать распространение следующих радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому радиоканалу в удобное для радиослушателей время, но не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий:
- обращений и заявлений Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, - -- ----- трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти;
- торжественной церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации;
- открытия первого заседания Совета Федерации;
- открытия первого заседания Государственной Думы;
- открытия первого заседания нового Правительства Российской Федерации.
Соответственно, данные радиопередачи не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой.
11. Положения части 13 комментируемой статьи устанавливают запрет на размещение в радиопрограммах рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
Формулировка нормы, изложенная в комментируемой части, так же как и для телевизионной рекламы, допускает двойное толкование нормы, позволяя рассматривать данный запрет только на случаи объявления траура на всей территории Российской Федерации или также на случаи объявления траура на территории отдельного субъекта Российской Федерации.
Судебная практика, применяемая непосредственно для рекламы, распространяемой в радиопрограммах, отсутствует. Однако в данном случае очевидно, что необходимо применять по аналогии положения, выработанные в отношении рекламы в телепрограммах, согласно которым указанный в комментируемой части запрет распространяется только на дни траура, объявленные во всей Российской Федерации, а не в отдельном субъекте Российской Федерации.
Траур на территории Российской Федерации объявляется соответствующим указом Президента Российской Федерации.
12. В части 14 комментируемой статьи определяется информация, на которую не распространяются требования комментируемой статьи. К такой информации относится:
1) размещаемая в радиопрограммах информация о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу;
2) сообщение о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иная информация о данной радиопрограмме.
К первому виду указанной информации относятся анонсы о предстоящих радиопередачах, размещаемые на том же самом радиоканале, на котором планируется к показу радиопередача. При этом стоит отметить, что информация о радиопередаче, которая будет транслироваться по другому радиоканалу (в том числе входящему с ним в один холдинг), должна расцениваться как не подпадающая под исключение, установленное в комментируемой части, и соответственно, являющаяся рекламой, порядок размещения которой должен соответствовать требованиям комментируемой статьи.
Анонсы радиопередач на соответствующем радиоканале не учитываются в общий объем рекламы, распространенной на радиоканале, и в отношении них не применяются нормы, установленные в комментируемой статье для порядка прерывания радиопередач.
Также в комментируемой части исключение предусмотрено для сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания. Данная норма имеет определенное созвучие с положением статьи 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», согласно которому при каждом выходе радиопрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.
Такая информация также не рассматривается в качестве рекламы, и время ее трансляции на радиоканале не учитывается в общем объеме рекламы, распространенной на радиоканале.
13. За нарушение норм комментируемой статьи согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель. При этом за нарушение указанного порядка размещения рекламы в радиопрограмме, радиопередаче положениями части 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (на должностных лиц) и в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (на юридических лиц).